Кто эти странные люди?

Первая публикация о Свято-Богоявленском храме Энергодара, судя по количеству просмотров и комментариев, не осталась не замеченной. Не кривя душой можно сказать, что она вызвала интерес у читателей. Значит, не так уж и мало есть в городе людей, которым действительно хотелось бы узнать о том, как выглядит жизнь, которая проходит в стенах этого златоглавого храма. Поэтому мы продолжаем начатый разговор с настоятелем протоиереем Василием Бродой.

— Отче, в первой нашей беседе неделю назад мы говорили о храме, как о здании. Но есть такая пословица: «Бог не в брёвнах, а в рёбрах». О чём это?

— Красивый храм во славу Божью – это очень важно, но не это главное. Стены не имеют дыхания. Главное – это люди, община, приход. Главное – это христиане, которые и составляют Церковь Христову. Пока в этих стенах не было общины, не было богослужений, не было здесь и духа жизни. Храм был мертв, а сейчас он ожил и живет полнокровной духовной жизнью.

— Как Вы думаете, сколько в Энергодаре крещеных в православной вере людей?

— В Энергодаре я служу с 2011 года – десять лет. Специальной статистики о количестве крещеных в православие людей, конечно, нет, и я ее тоже не веду, хотя на приходе есть регистрация крещений. Думаю, в Энергодаре не меньше 60-70% жителей – это православные христиане. В нашем храме ежегодно крестится, в среднем, около 70 человек, в городе – не меньше 200-300 человек.

— В воскресенье с самого раннего утра по Молодежной улице движется много людей в сторону рынка. Но есть люди, которые в этот день и в этот час движутся перпендикулярно потоку – к Свято-Богоявленскому храму. Кто эти странные люди?

— Это и есть прихожане нашего храма. Идут они перпендикулярно потоку потому, что верят Богу и его заповеди: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»  (Исход 20:8-11). Для нас, христиан, Господний день – это первый день недели, день воскресения Христа. Поэтому наши прихожане оставляют все земные дела и идут туда, где в этот день совершается главное Таинство – Евхаристия, без которой жизнь христианина невозможна и которая связывает его с будущей вечностью.

— В вашем храме есть община?

— Да, у нас есть община.

— Что означает это устаревшее для нашего слуха слово?

Православная община — это большая семья, которая собирается в определенном храме, где люди друг друга знают, где люди друг другу дороги, друг о друге молятся, им хорошо друг с другом. Да и корень этого слова «общий» указывает на то, что собираются единомышленники, делают общее дело духовного возрастания каждого прихожанина, помогают в этом друг другу.

— Кто вообще решил, что церковная община нужна?

Во-первых, основателем первой христианской общины стал Сам Христос, Он же и дал заповедь ученикам пребывать в единстве и любви. Во-вторых, для того, чтобы храм жил, в нем кто-то должен непрерывно поддерживать эту жизнь. Один человек с этим не управится. Как раз прихожане и выполняют все необходимые дела в храме: алтарники и хор помогают священнику совершать богослужения, дежурные поддерживают порядок и благолепие в храме, в церковной лавке помогают всем приходящим в их духовных потребностях. Так что, община – это и установление от Бога и жизненная потребность. Такое устроение подтвердило свою неотмирность именно тем, что существует уже две тысячи лет. Империи распадаются, а церковная община живет, потому что поддерживает эту жизнь благодать Святого Духа. Все знают эти слова Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). Конечно, врата ада всегда будут пробовать сделать это – разрушить общину, они над этим трудятся без сна и отдыха, но ничего у них не получится.

Как человеку, выросшему в убеждении, что главное – это он, его индивидуальность, его личность, понять, что такое община и разобраться, нужна ли она ему? Ведь он и так прекрасно живет без всяких общин.

— Дело не в том, нужна или не нужна человеку община. Дело в том, что в любом деле, если человек хочет чему-то научиться, что-то постичь, ему нужен наставник, учитель, советчик. В христианской жизни нужен духовник, который может видеть человека со стороны, помогать ему в духовной жизни, давать советы. И в мирской жизни так: учитель учит тебя, указывает на ошибки, ставит оценки, по которым ты можешь ориентироваться, над чем тебе надо работать. Врач наблюдает протекание болезни пациента, назначает лечение, оценивает его результативность, ведет к здоровью. И в школе, и в больнице человека окружают люди, которые делают то же дело, что и он – учатся, работают, выздоравливают. Ориентируясь на них, он может оценить и себя, и свои успехи или неудачи, исправить ошибки, выровнять путь к цели. Община в храме существует не только, чтобы поддерживать жизнедеятельность храма, но чтобы, как единая семья, возрастать духовно.

— Что значит – возрастать духовно?

— Мы не замечаем, что дышим, но ведь наше тело не может без воздуха. Попробуйте перестать дышать хоть на минуту, и вы поймете, что такое гибель или спасение тела. Душа тоже не может не дышать, но дышит она не воз-духом, а Духом – связью со своим Создателем. Да, можно ей отказать в этом, перекрыть связь, и это будет незаметно, но душа жить перестанет.

— Не могу не спросить: те, кто впервые приходит в храм, ждет, что встретит святых людей. Почему он их не видит?

— Конечно, хорошо бы было, если бы все прихожане были святыми, и это было заметно для всех энергодарцев. Но церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, это духовная лечебница, о которой Иисус Христос сказал: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Люди, которые находятся в ограде Церкви, отличаются от тех, кто вне её. Они знают о болезнях своей души, проходят курс лечения, спасая душу. Люди, которые вне ограды, часто даже и не знают, что больны. Но все же хочу ответить на вопрос так: если кто-то не видит святых людей в храме, то это не обязательно означает, что их нет. Может, он их просто еще не встретил или не узнал.

Отче, мы коснулись только общих вопросов. Предлагаю о более конкретных аспектах жизни вашего прихода поговорить в следующий раз.

— В заключение я хотел бы поблагодарить всех наших читателей, особенно тех, кто оставил свои комментарии. Мы не оставим без внимания просьб и пожеланий,  будем обязательно отвечать на все вопросы.

интервью подготовила Ирина Горбатюк