Раскол. Где заканчивается Церковь?

Мы приглашаем вас к продолжению разговора о жизни православной Церкви с настоятелем Свято-Богоявленского храма Энергодара протоиереем Василием Бродой.

Отец Василий, читаете ли Вы комментарии к Вашим публикациям?

 -Да, я внимательно читаю все комментарии, чтобы понять, о чем думают читатели, что они чувствуют, какие вопросы им интересны. Понимаю, что не все любят или могут комментировать, что, возможно, пишут как раз те, кто статью «не читал, но осуждаю».  Тем не менее, неравнодушие всех, кто пишет, вызывает мое уважение. Благодарю всех моих читателей и комментаторов. Первый вопрос, который мне задали в комментариях, был вопрос о расколе в Церкви. Сегодня мы можем об этом поговорить.

Как Вы думаете, почему многих, даже далеких от Церкви людей интересует именно этот вопрос — о расколе?

 — Сейчас самые привлекательные темы – это скандалы и происшествия. Современный человек привык, что это самое интересное и острое, и что это его собственное желание — читать и смотреть об этом. Понемногу у него появляется убеждение, что новости в средствах массовой информации – это и есть вся жизнь. Беды, разделения, ложь, неуверенность в будущем – этот мейнстрим изо дня в день делает человека бессильным и готовым поверить всякому, кто пообещает обезопасить его от этих ужасов.

В этом ряду стоит и тема раскола, ведь тут есть место негативу: ну, вы видите, даже в Церкви нет мира и согласия, а, следовательно, добра, света и смысла жизни нет нигде, можете и не искать.

Но в нашем случае мы будем надеяться, что читатели хотят искренне разобраться в том, на чьей же стороне в расколе правда.

Давайте поговорим о расколах в Церкви. Что такое раскол?

 — Одно из определений можно найти в Википедии: « Раскол – это разделение в религиозной организации, отделение от юрисдикции церкви и образование отделившимися отдельного сообщества». Это определение понятно, если смотреть на Церковь как на общественную организацию. Кажется, что тут все предельно ясно: кто-то с кем-то не помирился, не согласился и решил проблему созданием своей собственной организации.

Но в предыдущей беседе мы  уже говорили о том, что Церковь установлена не человеком, и глубинная природа ее не земная. Как ни странны эти слова для современного человека, но они неизменны и вечны: Церковь – это единый Богочеловеческий организм, глава которого – Господь Иисус Христос,  душа которого – Святой Дух. Можно в этом опереться и на слова апостола Павла: «Одно тело и один дух…один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф.4, 4-6). Где тут что-то может расколоться?

И все-таки история Церкви полна фактов раскола: католичество и православие, католичество и протестантизм, патриарх Никон и протопоп Аввакум, патриарх Тихон и «живая церковь», Киевский и Московский патриархат, УПЦ и ПЦУ.

 — Да, это так. История наполнена разными фактами – победами, поражениями, завоеваниями, убийствами миллионов людей, примерами подвигов и предательств. В каждом событии есть свой смысл, но если мы говорим о духовных причинах, то причина всех этих фактов только одна – борьба добра и зла, греха и святости. Так  движется история человечества, балансируя между грехом отрекшихся от Бога и святостью людей, которые живут по заповеди любви.

Раскол – это следствие людского непослушания или самомнения. В Церкви есть все средства для борьбы с грехом, который мешает человеку быть счастливым, есть опыт святых отцов, которые оставили нам точные указатели на правильном пути. Однако человек из-за своих грехов может быть слеп и глух духовно. Бывает, что люди приходят в храм не себя изменить, а Церковь подстроить под себя, под свой грех властолюбия или сребролюбия.

То есть, они воспринимают Церковь, как общественную или политическую организацию, которую можно использовать в своих целях?

 — Да, это люди, которые верят в прогресс, деньги, самореализацию, и не знают Того, Кто подарил им этот мир, дал совершенные законы, по которым все существует и движется, и живет. Не зная их, люди придумывают свои собственные, чтобы легче было добиваться земных успехов. Почему бы не использовать в своих интересах и Церковь как лидера общественного мнения? О Святом Духе, который руководит Церковью, им ничего не известно.

— Но все-таки, Церковь можно расколоть?

 — Если бы это было возможно, это бы уже давно произошло. Ее и расколоть пытаются, и уничтожить, и подменить, и запретить, но слово Божие никто отменить не может: до второго пришествия Христа Она будет собирать людей на корабль спасения.

Те, кто идет на раскол, пытаются разделить Христа, понимают они это или нет, но это так. В результате происходит только одно: они не раскалывают Церковь, а отпадают от Нее. Это в согласии со святыми отцами подтверждает и святитель Киприан Карфагенский, живший в III веке: «вне Церкви нет спасения. Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне Церкви мог бы так же спастись».

Раскол – это самый тяжкий грех, это попытка разорвать Богочеловеческое единство и разрушить корабль спасения для всех людей. Многие знают слова святителя Иоанна Златоуста: «Грех раскола не смывается даже мученической кровью» (Толкование на послание к Ефесянам:65,11).

— Неделю назад в Киеве прошел крестный ход, и он как-то обострил тему раскола на Украине. В чем же все-таки дело, почему УПЦ и ПЦУ?

 — Заметьте, о Киевском патриархате уже ни слова. А ведь двадцать пять лет она считалась государством главной религиозной организацией Украины.

Развал Советского Союза в 90-х годах стал испытанием и для Украинской православной церкви. Тридцать лет ее предстоятелем был митрополит Филарет (Денисенко), и о независимой от Москвы церкви он не помышлял. Наоборот, он видел себя следующим патриархом Русской церкви. Однако не сложилось: он был кандидатом, но не был избран на соборе 7 июня 1990 года. Через несколько дней после этого он обратился в Москву с требованием дать Украинской церкви независимость.

28 октября 1990 года в Софийском соборе Киева Филарет принял из рук патриарха Алексия II Благословенную Грамоту о даровании Украинской Церкви независимости: «Благословляем через настоящую грамоту силою Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне православной Украинской церкви независимой и самостоятельной в своем управлении». Патриарх Алексий II объяснил решение Архиерейского собора: «Мы предоставили Украинской православной церкви независимость в решении всех внутренних вопросов. Но оставили молитвенную и духовную связь между нашими народами, которую невозможно разорвать».

Этого было мало: желание стать патриархом у Филарета никуда не делось: в конце концов, при поддержке официальных лиц государства он просто назвал себя патриархом и совершил раскол. Двадцать три года Филарет добивался независимости и признания, а на двадцать четвертом году опять раскол: томос от Константинополя,  создание новой государственной религиозной организации – СЦУ (Святейшая Церковь Украины)  и опять неожиданно для Филарета, он не ее глава. Константинополь назначил Сергея Думенко (Епифания). Наверное, ввиду неблагозвучности слова СЦУ организацию переименовали в ПЦУ – православная церковь Украины. А Киевский патриархат и патриарха Филарета просто отменили.

В дни празднования Крещения Руси проявилась истина, с которой сложно спорить: всем стало видно, где Церковь, где Христос, где Дух Святой. Можно говорить все, что угодно, но очевидный факт отрицать нельзя: улицами столицы прошли сотни тысяч православных христиан вместе со своим предстоятелем — Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, – явив силу духа людей, с которыми Бог.

— Вам предлагали перейти в ПЦУ?

— Такая возможность есть всегда.

— Но что мешает?

— Это все земное, временное. Киевский патриархат имел и государственную поддержку и опытного руководителя, а на наших глазах за двадцать пять лет этот раскол сошел на нет. ПЦУ тоже помогают, оказывают всяческую помощь, но ни один монастырь Украинской Православной Церкви, несмотря на обещания и угрозы, не перешел в эту новую человеческую организацию. Всем бы хотел сказать: не покупайтесь на дорогой сыр в мышеловке – это красиво, но смертельно опасно. Это земное и преходящее, сегодня есть, а завтра нет. Православная же церковь была, есть и будет, потому что в ней есть Дух, и потому, что так сказал Христос.

— Вы убеждены, что спасение только в православной Церкви? Многие считают, что Бог один, а значит, какая разница, в какую ходить церковь?

— Это отдельный и серьезный разговор. Давайте поговорим об этом в следующий раз.

Интервью подготовила Ирина Горбатюк

One thought on “Раскол. Где заканчивается Церковь?

  • 08.08.2021 в 14:39
    Permalink

    Бог вроде бы как один, а религий много.
    Не пора ли возвращаться в язычество? Тогда никаких противоречий не будет.
    Церковь всегда была захребетником на теле народа и мешала ему развиваться.
    Доколе?

Обсуждение закрыто.