Дивный день – Крещение Господне!

Вот и приблизился любимый многими праздник Крещения Господня. Однако у некоторых из нас он ассоциируется исключительно с окунанием в прорубь и святой водой, за которой в этот день выстраивается в храмах огромная очередь. Увы, нам понятнее то, что можно увидеть глазами, потрогать руками, выпить или съесть. Но это если не чувствовать, что у тебя, кроме тела и его чувств, есть душа, а, значит, есть ещё и что-то, что можно увидеть только её глазами. Исходя из этого, можно предположить, что торжество Крещения хранит великие смыслы и открывает нам тайны плана Божия о каждом человеке. О чём же этот праздник? Спросим у настоятеля Свято-Богоявленского храма протоиерея Василия Броды.

— Батюшка, к кому же и обращаться с такими вопросами, как не к Вам? Ведь именно в день Крещения Господня строящийся собор празднует свой престольный праздник.

— Да, наш большой собор так и называется — Богоявленский. Собором он именуется потому, что в нём будет несколько приделов. Один из них — святителя Николая — действующий, остальные со временем будут достраиваться и освящаться. Но весь большой собор освящён именно в честь этого радостного двунадесятого праздника — Крещения Господня и Богоявления.

— Почему у него два названия?

— Чтобы понять почему, мы можем обратиться к Евангелию. Апостол и евангелист Матфей рассказывает, что перед этими событиями проповедовал последний великий пророк Ветхого Завета — Иоанн Предтеча. Он обращался к своему народу с призывом о покаянии — духовном переосмыслении своей жизни — накануне прихода Спасителя. Интересно отметить, какое необычное слово «покаяние» в славянском языке. Оно составное и как бы состоит из четырех отдельных слов: «пока — я — не — я». Это отражает смысл той перемены, которая должна пройти с человеком: «Пока я — это не я, я ещё не стал таким, каким меня создал и хочет видеть Бог, не стал собой настоящим. Помоги мне, Господи, найти мое истинное «я», которое не испорчено грехом и страстями». Это и проповедовал Иоанн Предтеча, а зримым знаком этого он сделал крещение в водах реки Иордан. Люди приходили и прилюдно объявляли свои грехи, каялись в них. В знак очищения человека от его прошлых ошибок Иоанн погружал их с головой в воды реки. Это было прообразом Таинства Крещения, каким мы его знаем сегодня.
А в то время на берега Иордана потянулись сотни людей. И вдруг в этой шумящей толпе пророк увидел Человека, который его поразил. Это был Иисус Христос, попросивший Иоанна крестить и Его. Пророк обладал духовным зрением и видел, что перед ним стоит совершенно безгрешный Человек. Между ними состоялся такой разговор: « Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф 3:14,15). Христос через Своё крещение не только входит в воды Иордана, Он словно входит в поток человеческой истории, чтобы остаться в ней вместе с людьми навсегда.
А дальше о том, что произошло, когда Иисус крестился, рассказывает евангелист Лука: « Отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты — Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21,22).

Таким образом, в один день состоялось и Крещение Иисуса Христа и Богоявление. Пресвятая Троица проявилась для людей так, как они могли понять: Бог Отец провозгласил с небес, Бог Дух Святой сошёл в виде голубя на Бога Сына. Все, кто был в это время на Иордане, услышали слова Творца, что Иисус Христос — не просто Человек, но Сын Божий. Это было первое явление Бога-Троицы людям, поэтому праздник так и называется — Богоявление. Все три лица Святой Троицы открываются нам в этом событии, и сколько бы тысячелетий ни прошло, оно останется поворотным в нашей истории. Теперь Бог — не сторонний наблюдатель человеческих бед и радостей, Он входит в эти радости и печали, чтобы быть рядом с человеком, «отереть всякую слезу с очей человеческих» и повести каждого верующего в Него за Собой в Свою радость. Об этом в Евангелии сказано так: « И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22). Вот в чём смысл событий Крещения Господня и Богоявления.
— И всё же, зачем было Христу принимать Крещение, если Он безгрешен?
— Иисус Христос до Крестной смерти живёт в правилах Ветхого Завета — Закона Моисея, поэтому Он выполняет все предписания, которые были установлены в то время: принимает обрезание, на сороковой день родители приносят Его в храм, ежегодно посещает на праздник Пасхи храм в Иерусалиме. У иудеев был и такой обычай: когда они согрешали или оскверняли себя чем-то, то по закону должны были совершить омовение. Иоанн Креститель наполнил этот обычай новым смыслом: теперь это был не просто ритуал, а желание изменить свою жизнь. И хотя Христос не нуждался в этом, но исполнил благочестивый закон. Этим Он учит всех нас не относиться к церковным установлениям как к пустой или устаревшей формальности. Всегда были и будут люди, которые по лени или гордыне объявляют церковный устав ненужным или лишённым смысла. Но если мы верим Христу, то должны следовать за Ним, а Он не отменяет, а тщательно соблюдает закон.

— Крещение стало началом Нового Завета Бога с людьми. И здесь уже появилось место не только закону, но и благодати. Какие чудеса происходят в этот день?
— После того, как Иисус Христос своей чистотой освятил воды Иордана, каждый год в день Его Крещения происходит удивительное физическое событие — эта река вдруг поворачивает свои воды и бежит в обратную сторону. Ещё одно чудо – это крещенская вода. Освящённая в этот день, она не портится, сохраняет свою чистоту. По-гречески святая вода называется «агиасма».
— Об этом поподробнее: в чём особенность воды, освящаемой в праздник Крещения?
— Праздник Крещения Господня доносит до нас важную мысль: материя тоже может быть причастна Божественной благодати. Вода, которую мы освящаем в Крещенский сочельник и сам день праздника, имеет особую целебную благодатную силу даровать, по вере, здравие душевное и телесное, освящать всякое место в нашем доме. Мы просим у Бога благословения своему дому, помощи себе в благочестивой жизни, а также очищаем своё жилище от действий бесовских сил — врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне. Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом так: «Ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полётом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества».
— Как простая вода становится агиасмой?
— Для того чтобы обычная вода стала святой, совершается Великий чин освящения воды. Это особый чин, он совершается однажды в год. Священник читает определённые молитвы, призывает благодать Святого Духа. В течение года, безусловно, тоже совершается водосвятие, вода тоже становится святой, но она обладает уже несколько другими свойствами — она не считается Великой агиасмой.
— Как будет проходить праздник Богоявления в вашем храме?
— Для нас это знаменательный и особый день, потому что это не только один из двенадцати самых главных праздников в году, но и наш престольный праздник. Мы ждём в гости правящего архиерея – митрополита Запорожского и Мелитопольского Луку. 18 января, в Сочельник, в восемь часов утра мы будем встречать его. В этот день владыка возглавит праздничное богослужение и совершит чин Великого освящения воды. От всей души приглашаем в наш храм энергодарцев, желающих разделить радость праздника и помолиться вместе с правящим архиереем. Самое ценное – это духовное состояние человека, только духом он может принять и понять смысл событий, которые произошли почти две тысячи лет назад, и которые мы сегодня славим. Поэтому важно, чтобы в этот день человек пришёл на богослужение, только так он почувствует дух праздника.
19 января, в день Крещения Господня, в семь часов утра в храме начнётся Божественная Литургия, во время которой будет совершаться Великое освящение воды в день Богоявления, затем пройдёт Крестный ход с чтением Евангелия и окроплением верующих крещенской водой.
— Что бы Вы хотели пожелать читателям в канун Крещения?
— Всех поздравляю с великим праздником! Желаю, чтобы этот день не прошёл для вас зря, а чтобы он принёс вам радость от осознания, что это тот самый день, когда Спаситель вышел на служение людям. Сейчас самое время встретить Его, и пусть такая встреча произойдёт в вашей жизни. А затем, приходя в Церковь, начиная жить духовной жизнью, вы будете идти за Спасителем, делая связь с Ним крепкой и неразрывной. Давайте будем чаще задумываться о своём достоинстве христианина и стараться быть таковыми не только по имени, но и по жизни своей. Желаю, чтобы в этот день Божественная благодать коснулась ваших сердец, чтобы Господь наполнил ваши души священными водами Своей милости, а радость Крещения Господня пусть осветит вас и всегда напоминает: явившийся в крещении Христос – это образ и надежда нашего спасения.