Мы в этой жизни только гости…

Эти песенные строки, как бы это не показалось странным, можно считать литературным переводом красивого женского имени — Ксения. Но не каждой женщине, которую называют Аксинья, Оксана, Ксения, подходит именно этот перевод. Имя пришло в наш язык из греческого, и оно имеет несколько оттенков значения: «гостья», «странница», «иностранка», «гостеприимная». Почему именно переведенное, как «странница», оно подходит святой блаженной Ксении Петербургской больше всего, мы поговорим с настоятелем Свято-Богоявленского храма протоиереем Василием Бродой.

— Отец Василий, сегодня празднуется память святой Ксении Петербургской. Имя Ксения, Оксана – это близко нам, наверное, в каждой семье есть женщина, которую мы зовем этим именем.

— Согласен с этим, имя красивое и родное. Не знаю, сколько женщин названы им в Энергодаре, но среди наших прихожанок есть и женщины Оксаны и девочки Ксюши. Да и святая блаженная Ксения Петербургская – не чужой и неизвестный нам человек: у нее есть свое место в нашем храме, у ее иконы многие останавливаются, чтобы поговорить с ней, попросить совета, помощи и заступничества в трудную минуту. Сегодня мы служили праздничную службу святой, прославляли ее духовный подвиг и обращались к ней, как к получившей от Бога на это право: матушка Ксения, Бога моли обо всех православных нашей земли.

— Расскажите подробнее о блаженной. Тысячи людей жили с ней в одно время, почему ее имя осталось не забытым потомками?

— Конечно, в конце семнадцатого – начале восемнадцатого веков жили на земле миллионы людей. Современником святой Ксении был, к примеру, Наполеон Бонапарт. Он похоронен в центре Парижа, в соборе Дома инвалидов, и туристы приходят посмотреть на его саркофаг. Для современного человека Наполеон — это историческое прошлое, которое уже не имеет никакой связи с людьми третьего тысячелетия. А у могилы блаженной Ксении на Смоленском кладбище каждый день собираются тысячи людей, обращаются к ней, как к живой, оставляют записки с просьбой о помощи. И каждый получает необходимое от святой, которая при жизни только и имела что зеленую кофту и красную юбку. Интересно, была ли хоть одна молитва или записка у величественной могилы Наполеона из красного порфира на зеленом гранитном пьедестале?
Нас уверяют, что история создается сильными мира сего, что история – это то, что нам показывают по телевидению. Но подлинная история происходит в человеческом сердце, и если это сердце становится чище, любовнее ко всем людям, то и вся история меняется. Блаженная Ксения не руководила государством, не собирала многотысячных армий, не вела их в завоевательные походы; она просто молилась, постилась, смиряла свою душу и терпела все обиды, но ее влияние на историю оказалось большим, чем влияние любого завоевателя. Хотя об этом и не говорят в учебниках истории. Об этом говорит нам Христос в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26) На примере Наполеона и блаженной Ксении эти слова получают еще большую убедительность.
— В связи с написанным в учебниках истории мы о жизни Ксении Петербургской знаем существенно меньше, чем о Наполеоне. Давайте восполним этот пробел.
— Среди множества людей в Петербурге восемнадцатого века особенно выделялась одна женщина. Все в ней было странным: в любую погоду она была одета в зеленую кофту и красную юбку, обута в старые ботинки на босу ногу. Даже имя ее в переводе с греческого означало «странница», но если ее окликали «Ксения», она не отзывалась. Это уже была не Ксения. История ее была особенной. В восемнадцать лет она вышла замуж за красавца полковника и придворного певчего Андрея Федоровича Петрова. Ксения была счастлива в этом браке и жила так, как все люди ее круга. Но семейное счастье внезапно оборвалось: через восемь лет их совместной жизни супруг внезапно и скоропостижно скончался. Смерть любимого мужа потрясла ее, но особенно тяжело было осознавать, что супруг перешел в вечную жизнь без должного приготовления. Молодая вдова, оставив все мирское, взяла на себя подвиг юродства, чтобы вымолить для своего мужа вечную жизнь.
— Что означает подвиг юродства?

— Подвиг юродства – это отказ от привычного образа жизни, отказ от своего разума. Особенность такого подвига заключается в том, что человек отказывается от самой своей личности, представляясь безумным для окружающих людей, посвящая всю свою жизнь, поступки и мысли только Богу. Что может быть страшнее для человека, чем потеря того, что делает его полноценным членом общества — разума? Юродивые принимают на себя вид безумных, хотя умом они стоят выше многих. Про таких апостол Павел
говорил: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2:15). Поступки и слова юродивых кажутся непонятными, но они всегда несут в себе глубокий духовный смысл.
Понимая, что смерть мужа была далека от идеала христианской кончины, святая Ксения решила угождать Господу как бы от лица своего почившего супруга. В день похорон она оделась в костюм мужа и стала говорить, что Андрей Федорович не умирал, а умерла его супруга — Ксения Григорьевна. С тех пор она уже никогда не откликалась, если ее называли Ксенией, и всегда отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Многие, знавшие блаженную, думали, что от горя она лишилась рассудка, но это было мнимое безумие. Святая Ксения показала нам духовную суть таинства брака, показала, что означают слова Спасителя: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19: 5). Она раздала все свое имение и стала странствовать, питаясь подаянием. А зеленая кофточка и красная юбка носились в память о цветах форменной одежды мужа. Некоторые из родных Ксении хотели устроить ее у себя, но блаженная отвечала, что ей ничего не надо. После смерти мужа Ксения прожила 45 лет.
— То есть, блаженная не ограничилась трауром, заупокойными службами, а полностью отдала свою жизнь и свою душу за мужа?
— Смерть близкого человека может быть началом поиска Бога. Когда родной нам человек переходит в другое состояние бытия, он и для нас словно размывает границы этого видимого мира: то, что еще вчера казалось смыслом жизни, теряет этот смысл, а многие ценности, которыми мы дорожили, блекнут, переставая быть желанными. Чаще всего, оплакав горечь расставания, близкие задаются вопросом: а что я могу сделать для родного человека, ушедшего из этого мира? Что может ответить Церковь человеку на этот вопрос? Ответ прост: уход человека из этого мира не означает его ухода из нашей жизни. У Бога все живы. Главное, что мы можем сделать для усопших — это молиться о них, самим становиться чище, самим постигать истины веры, потому что и наша смерть не за горами. Совершая в память близких дела милосердия, мы помогаем им восполнить то, что они не успели сделать при жизни. Становясь ближе к Богу и Церкви, мы и их приближаем к Небесному Царству. Блаженная Ксения Петербургская ответила на этот призыв Церкви в полном смысле слова. Смерть любимого мужа стала для нее потрясением, но не только в привычном понимании, когда, лишаясь близкого, человек начинает жалеть, прежде всего, себя. Для нее, как для христианки, потрясением было то, что супруг ушел в вечность совершенно неожиданно и совершенно не готовым к этому. Он мало уделял времени духовной жизни, оставляя, как и большинство людей, покаяние на потом. Двадцатишестилетняя вдова не ограничилась милостынями и панихидами, ее любовь была настолько сильной, что она желала умереть вместо мужа. И она умерла. Не от горя, не от потери, а умерла для всего, ради чего живет этот мир. Блаженная Ксения отказалась от всего, что так дорого человеку — вместо комфорта и покоя она скиталась по окраинам Петербурга, зимой и летом в убогой одежде, проводя ночи в молитве, терпела позор, как безумная, даже от детворы, кидавшей в нее камнями.
Но очень скоро люди стали замечать, что отрешившись от земного, вдова стала настолько близка к Небу, что по ее молитвам исцелялись больные или успешно решались дела. За великие подвиги и удивительное смирение Господь удостоил ее дара прозорливости. Жители Петербурга замечали, что если блаженная возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца, то торговля будет успешной, если возьмет на руки больного ребенка, он обязательно выздоровеет, если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

— Есть ли у Вас свое, личное, отношение к святой?

— Да, в жизни блаженной Ксении был не только подвиг юродства, но и подвиг труда. На Смоленском кладбище началось строительство новой каменной церкви. Постройка была уже очень высокой: каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно помогать строителям. Целыми ночами она поднимала кирпич и складывала его на лесах. Наутро приходили рабочие и очень удивлялись. Наконец, они решили узнать, кто же этот невидимый помощник строительства. Оказалось, что этот тяжелый труд выполняла известная в городе «безумная» Ксения. С тех пор ей молятся как помощнице в строительстве. Мы тоже в нашем храме каждый месяц служили молебен святой блаженной, просили ее помощи и поддержки, и она незримым образом помогала. А еще святой молятся, чтобы она помогла устроить семейную жизнь, помогла излечиться от болезней. Тот, кто обращался к святой, знает, что его молитва не остается безответной.
— И, как всегда, в конце нашего разговора — Ваши пожелания читателям.
— Сегодня я хочу особо и искренне поздравить всех, кто носит имя в честь блаженной Ксении Петербургской, с днем памяти их святой покровительницы и ее молитвами пожелать всем мира, любви, благополучия, чтобы Божие благословение всегда пребывало с вами. Хочу пожелать, чтобы ее подвиг был для вас примером бесконечной христианской любви к близким людям. Ведь ваша небесная покровительница — святая блаженная Ксения — в точности и до конца исполнила слова Спасителя: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин15:13). Почитайте ее, обращайтесь к ней со своими житейскими нуждами, и она всегда поймет вас и поможет там, где это никому из людей не под силу.