Самая главная встреча…

Вся наша жизнь — это бесконечный поток встреч с разными людьми, общения с ними. И это нормально, потому что человек нужен человеку. Древние греки давали такое определение этого слова — «существо общественное». Личность каждого может проявиться только в этом потоке встреч и общения с другими личностями. Иначе мы о себе ничего бы не поняли. Встречи бывают долгожданными, случайными, запланированными, неожиданными; бывает так, что они изменяют ход нашей жизни на сто восемьдесят градусов. Мы их ждем, избегаем, мечтаем о чуде, забываем или помним всегда. Однако среди всего этого многообразия у каждого из нас, без всякого исключения, есть одна встреча, которую никто не вносит в свой ежедневник, о ней не думают или не догадываются, но эта встреча будет обязательно: место ее и время отменить нельзя. Она называется высоким слогом – сретение – и об этом наш разговор с настоятелем Свято-Богоявленского храма протоиереем Василием Бродой.
— Отче, в пятнадцатый день февраля празднуется великий праздник – Сретение Господне. Такого слова в нашем повседневном языке нет. Что оно означает?
— Слово «сретение» значит «встреча», в сербском языке это слово сохранилось со значением «радость». А содержание исторического события, память о котором празднует Церковь, состоит в следующем. В сороковой день после рождения Сына Богородица Мария с Иосифом Обручником принесли Иисуса в Иерусалимский храм. Закон был таков, что все дети-первенцы мужского пола в сороковой день представлялись в храме и посвящались Богу. В те времена при храме должны были служить мужчины из колена Левиина, они назывались левитами. А остальные колена освобождались от этого служения, и в знак этого освобождения за каждого младенца приносилась жертва. Богатые приносили овцу, а бедные – голубей. Вот и Мария с Иосифом принесли двух голубиных птенцов — жертву, по закону допустимую лишь для бедняков. После принесения жертвы священник принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, вручая его Богу. Иосиф и Мария все сделали, как и другие родители новорожденных детей, но с ними произошло нечто, чего больше не происходило ни с кем.
— Расскажите об этом.
— Это история нескольких столетий и началась она почти за триста лет до рождения Богомладенца. Примерно за 270 лет до Рождества Христова царь Египта из династии Птолемеев – Птолемей II Филадельф – организовал перевод на древнегреческий язык священных книг Ветхого Завета. Этот перевод осуществляли семьдесят переводчиков под руководством Деметрия Фалерского. И вот один из переводчиков засомневался, когда стал переводить слова книги пророка Исаии: « Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Как это – девушка? Ему показалось это ошибкой, и он решил исправить слово «Дева» на «молодая женщина». Как сообщает нам Предание, он уже взял нож, чтобы подчистить это слово, но у него это не получилось: пред ним предстал Ангел и запретил, сказав при этом, что он не умрет до тех пор, пока сам не убедится, что слова пророка Исайи сбудутся. Он действительно прожил длинную жизнь, намного более долгую, чем живут обычные люди, чтобы лицом к Лицу встретиться с Воплотившимся Богом. Имя этого человека — Симеон. После встречи со Христом его стали именовать Симеон Богоприимец.
Он так долго ждал, что не пропустил этот день: по вдохновению пришел в храм, который в этот день, как и всегда, был полон людьми. Никто из них не увидел ничего необычного. И все-таки «род человеческий, — как сказал архиепископ Херсонский Иннокентий, — успел выслать на сретение Спасителя мира двух ангелов во плоти: Симеона и пророчицу Анну, людей, престарелых летами, но юных духом». Старец увидел Того, Кого прождал почти триста лет, взял Его на руки и сказал, обращаясь к Богу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32). С этой минуты и до скончания истории мы слышим и будем слышать эти слова в храме на богослужении.

— Но кроме Симеона и Анны никто не обратил внимания на происходящее?

— Именно закрытость сердец израильского народа помешала им увидеть в Иисусе Христе Мессию, Которого они так долго ждали и на встречу с Которым надеялись. Христос пришёл в мир беззащитным Младенцем, но не Такого Мессию ждал этот народ. Они думали, что явится могущественный царь, земной властитель, политический лидер, который восстановит могущество Израильского царства, что придёт новый Давид или Соломон, и его пришествие будет великолепным и страшным для врагов. Так они себе представляли приход Спасителя и так это до сих пор представляют люди, которые не узнали Христа. Часто и с нами так бывает, что сознание наше отбрасывает или исправляет — даже в Священном Писании — то, что нам непонятно, или то, что нам не по духу. Лев Толстой, например, пробовал исправлять Писание. Но история Симеона Богоприимца – это как раз история о том, что в Священном Писании все слова на своих местах: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:18). Праведный Симеон опытом своей жизни проверил эту истину, и главное событие его жизни свершилось: он лицом к Лицу встретил Христа. В этом и заключается великая тайна сегодняшнего праздника.
— Но нам сегодня легче, чем праведному Симеону: нам не нужно ждать Христа триста лет.
— Да, нам, чтобы встретиться лицом к Лицу с Богом, не нужно долго ждать. Достаточно широко распахнуть для Христа двери своего сердца и с готовностью принять Его истинным, а не таким, каким мы Его себе представляем по человеческим меркам. И если эта встреча, эта главная встреча в нашей жизни, произойдет, если мы Его узнаем, как узнал Симеон, тогда изменится все. Наш тяжелый земной путь перестанет быть унылым и безотрадным, жизнь наша обретет смысл и свет, который освещает и нас, и других людей, встретивших Христа. Тогда не страшны нам будут и все житейские испытания, и даже сама смерть не будет страшить нас. Для этого нам и надо успеть осуществить смысл своей жизни – встретить Христа прежде нашей смерти. Об этом нам напоминает праздник Сретения — праздник встречи человека с Богом.
— Встретить Его истинным, а не таким, каким мы Его представляем. Что это значит?
— Апостол Лука рассказывает о встрече в храме и объясняет это так: «Потом Симеон благословил их и сказал Марии, матери Его: Он будет причиной падения и возвышения для многих в Израиле и станет знамением, которое будет многими отвергаемо, да и тебе самой меч пронзит душу. Через все это откроются тайные мысли многих людей» (Лк 2:34,35). Симеон видел духовно то время, когда Иисус выйдет к людям на проповедь спасения, и то, как по-разному примут Его люди. Старец говорит о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. С этих пор уже нельзя будет пребывать в спокойном безразличии к вопросам веры, равнодушно отказываться от следования за Истиной, с этого дня человечество должно разделиться: «за Христа и в Боге» или «против Христа и вне Бога». Именно здесь проходит граница в истории: в день Сретения встретились две эпохи — Ветхий Завет выполнил свою задачу подготовки человека к встрече со Спасителем, на смену ему пришел Новый Завет. Но Христос пришел на землю не на падение или для того, чтобы быть причиной чьей-либо погибели. Он пришел на землю для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и сделать их достойными Неба. Слова же о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы — это предсказание тех страданий, которые Ей предстоит испытать в день, когда Она увидит мучения и смерть Сына на Кресте.
— Какое отношение этот праздник имеет к людям нашего времени?
—   Праздник Сретения имеет отношение к  жизни каждого из нас. Когда-то наши родители принесли нас в храм для Таинства Крещения. В заключение этого Таинства совершается обряд воцерковления, который повторяет события праздника Сретения Господня. Мама крещаемого, как это делала и Пречистая Матерь, становится у церковного порога и держит ребенка на руках. Священник берет ее дитя в свои руки, осеняет его крестообразно и говорит: «Вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему». Эти слова он произносит от лица  младенца, которого держит на руках. Возвращает его матери, которая, осенив себя крестным знамением, берет его, и они следуют к центру храма. Здесь священник снова берет младенца из рук матери и говорит: «Посреде церкви воспою Тя». А затем произносятся и главные слова: « Воцерковляется раб Божий или раба Божия во имя Отца и Сына и Святого Духа». И с этой минуты для каждого человека возможно сретение. Если оно произойдет сразу, то вся жизнь и ее смысл будут человеку понятны, если встреча не произойдет – ему придется долго плутать по путям мирских страстей, пороков и заблуждений.
— В заключение нашей беседы — Ваше слово к читателю.
— Я поздравляю всех читателей с наступающим светлым праздником Сретения Господня. Этот праздник – встреча с Господом — произошел или произойдет в жизни каждого. Помните, у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: как образно было изображено вселенское одиночество Понтия Пилата после смерти и радость встречи и единства с Христом. Сретение обязательно будет у каждого из нас: у духовно чутких и чистых сердцем людей — еще в этой, земной, жизни, у отрицающих и сомневающихся — после преодоления черты земного притяжения. Бог создал человека свободным в своем выборе, но Он нигде не говорил, что у нас не произойдет встречи с Ним. Она неминуема. Поэтому давайте выйдем навстречу этому главному событию, которое замечательно выразил в стихах Иосиф Бродский:
И вот пошли тянуться годы, смиренный старец Встречи ждет,
Слова Посланца бережет, не подлежа суду природы.
Предсказанное совершилось! Взошла Звезда — Любовь жива.
Чрез Деву Слово воплотилось, и встреча эта возвестила: правдивы вещие слова.
И мы стремимся к Встрече с Богом. Стремимся, словно Симеон.
А праздник Сретенья — дорога туда, где нас встречает Он.